СВЕТЛАНА ЛАНДА
MCC ICF
КАК ЛИДЕРУ НЕ УПАСТЬ "НА ДНО", ПОДДЕРЖАТЬ КОМАНДУ
И НАУЧИТЬСЯ СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
часть 2
Развивайте лидерские компетенции в каждом сотруднике
Сейчас один из сильнейших источников стресса для руководителей — ответственность за команду. Что, если придется снижать зарплаты или увольнять людей, чтобы удержать бизнес на плаву? Как сохранять спокойствие и уверенность, когда сотрудники напуганы, встревожены, когда из-за стресса они не могут работать в полную силу и часто допускают ошибки?

Это слишком тяжелый груз, поэтому я призываю вас разделить ответственность с командой. Для этого нужно развить в сотрудниках лидерские компетенции: готовность делать выбор и отвечать за последствия, способность справляться с паникой, адаптироваться к изменениям и эффективно действовать в любой ситуации.
Если этих компетенций у сотрудников нет, скорее всего, они либо замрут и предпочтут вообще ничего не предпринимать, либо попадут в паттерн жертвы и погрузятся в мысли «Всё напрасно, ничего хорошего уже не будет/за что мне всё это, я такого не заслужил/я ничего не могу сделать».

Запланируйте индивидуальную или командную работу с сотрудниками, обратитесь к фасилитатору или коучу, чтобы помочь людям понять, что они застряли в образе жертвы, в неэффективных паттернах мышления и поведения. Из этих паттернов сотрудники смогут выйти в модель лидерства — они будут готовы взять на себя ответственность, принять ситуацию такой, какая она есть, и перейти к активным действиям.
Концентрируйтесь на глобальных целях
Когда мы смещаем фокус с сиюминутных проблем на высокую цель, это приносит радость и счастье, наполняет жизнь смыслом, ослабляет стресс.

Сейчас глобальные цели очень важны: всё меняется слишком быстро, неопределенность тревожит и пугает. Не зная, в каком направлении двигаться и как справиться с неизвестностью, люди начинают допускать грубые ошибки и быстро выбиваются из сил.

Поэтому нужна путеводная звезда — миссия компании, предназначение жизни, глобальная цель всей вашей работы. Вам будет легче принимать решения, ориентируясь на такую цель. Кроме того, она дает надежду на будущее, снимает ощущение угрозы безопасности.
Обратитесь за помощью
HR-директор крупной международной компании рассказала мне: на выходе из офиса она столкнулась с руководителем финдепартамента, спросила, как у него идут дела, и услышала в ответ то, чего совсем не ожидала: «Мне не по себе. Давай просто обнимемся». Несколько минут они стояли обнявшись и молчали.

На следующее утро HR-директор рассказала СЕО компании, что происходит с лидерами. И они вместе приняли важное решение — перестать игнорировать эмоции руководителей и делать вид, что они «сильные и способны сами справиться с ситуацией».
Руководство компании обратилось ко мне с просьбой организовать супервизию для лидеров, чтобы помочь им прожить негативные эмоции. Кроме того, мы запланировали мероприятие для команды и поставили сразу несколько целей. Важно, чтобы сотрудники:

  • адаптировались к ситуации и начали вместе с руководством искать выход из кризиса, в котором оказалась компания из-за санкций и срыва поставок;

  • не впадали в крайности— «все идеально» или «все пропало»;

  • научились видеть и использовать возможности в сложных обстоятельствах;

  • поняли собственные эмоции и эмоции других людей, научились поддерживать коллег и доверительно общаться с ними;

  • были готовы принимать решения и нести ответственность за каждый свой выбор.
Забота о сотрудниках дает бизнесу шанс — люди готовы стараться, если их поддерживают, если руководитель не оставляет их наедине с фрустрацией, болью и страхом. Но и сами лидеры нуждаются в поддержке. Поэтому если вы чувствуете, что не справляетесь, что вашей команде тяжело, не бойтесь обратиться за помощью — как только вы почувствуете твердую почву под ногами, вы сможете идти дальше и вести свою команду вперед.
© Светлана Ланда, 2022г.
Больше методов сохранять спокойствие лидеру и поддержать команду в условиях кризиса, найдете в первой части статьи >>>
Светлана Ланда, executive коуч СЕО и ТОП команд, мастер сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга (MCC) и ментор ICF.

Член Европейского совета по менторингу и коучингу, основатель Международного Центра Коучинга SLAcademy, директор программ подготовки коучей и менторов, автор ценностно-ориентированного подхода в коучинге.

17 лет опыта управления в бизнесе, более 15 лет работает в сфере бизнес обучения и преподавания на программах МВА, управленческого коучинга. Провела более 10 000 часов коучинга и менторинга для руководителей по развитию лидерства, креативности, эффективных коммуникаций для команд и компаний из 12 отраслей бизнеса.

Эксперт по вопросам жизненного баланса, развития ключевых компетенций будущего, автор книг, международный сертифицированный инструктор медитации (RAM), сооснователь сообщества Women's Leadership Forum.