Светлана ланда
MCC ICF


Преимущества саморефлексии

Самопознание и глубокие размышления для участников пары Коуч-Клиент - залог успешного коучингового взаимодействия. Ценность двусторонней саморефлексии возрастает, когда ваш клиент - лидер организации или команды.

Задача лидера оценивать и раскрывать потенциал своей команды, повышать производительность и эффективность каждого сотрудника.

Как лидер разрабатывает цели развития для своего сотрудника, также он может разработать его для себя, продолжая повышать свои лидерские качества. Рефлексия позволяет лучше осознавать проблемные зоны в работе, находить решения, корректировать недочеты. Но каждый ли готов посмотреть на себя со стороны, уделить время "самокопанию", чтобы понять какой он лидер?

Саморефлексия - это обычно первое, что пропускает лидер, чтобы не терять времени, как ему кажется, впустую и быть результативнее. Будьте бдительны с такой привычкой спешки можно угодить в синдром "белки в колесе". Первое время, чтобы остановить инерцию, от вас потребуется усилие для осознанной дисциплины.

Однако, практика саморефлексии вскоре сэкономит для вас еще больше времени, чем вы ожидаете от инвестиции. Начните с 20 минут в день писменной саморефлексии. Неважно, в какое время дня, просто дайте себе 20 минут тишины, чтобы у вас была возможность обдумать и изучить свои возможности, вспомнить сложные моменты, чтобы научиться на этом опыте. И, это важно, не опускайте планку саморефлексии до самоедства.
Ваш нейтральный и добрый настрой - ключ к этому инструменту. Проверьте через неделю, как это работает.

Коуч же через собственную саморефлексию приобретает в каждых новых отношениях возможность улучшить свою практику, растет как личность и профессионал.

Рефлексия, как инструмент развития - одна из важных компетенций коуча, который хочет работать с первыми лицами компаний.
Эти 7 вопросов полезно задавать себе - после сессии коучинга, а лидеру после проведения встречи с прямыми подчиненными:

  • Как сегодня я помог своему клиенту/сотруднику?
  • Какие выборы я осуществлял в ходе нашего диалога, и на чем основывался мой выбор?
  • Чему я научился в результате этого диалога?
  • Что нового узнал о самом себе? О своем клиенте/сотруднике? О ситуации?
  • Что этот клиент/сотрудник отражает/напоминает мне в моей жизни?
  • Над чем мне стоит задуматься?
  • К каким ресурсам мне необходимо обратиться, чтобы лучше подготовиться к следующей встрече, и когда я это сделаю?
Уделяя 15-20 минут такому важному процессу, как саморефлексия, уже через месяц вы заметите ощутимые изменения и поймете, в какую сторону стоит развиваться и расти.

Коуч и лидер, помимо повышения собственной эффективности путем саморефлексии, получают и другие преимущества, развивая свой эмоциональный интеллект.
Эмоциональный интеллект
Самосознание и саморегуляция - возможность понимать свои эмоции, сильные и слабые стороны, побуждения, ценности и цели, а также осознавать их влияние на других - подчиненных для руководителя и клиентов для коуча. Саморегуляция помогает контролировать или перенаправлять свои разрушительные эмоции и импульсы, и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Развитие этих компонентов эмоционального интеллекта, улучшит ваше лидерство. Для коуча - это способ распознать эмоциональный и глубинный смысл слов собеседника, понимать намерения и мотивацию, оставаясь в рамках партнерских отношений.
Честность
Четкое понимание ваших основных ценностей, поможет укрепить ваше лидерство и приведет к принятию более эффективных решений. Честность часто подвергается испытанию в стрессовые и трудные времена. Просто необходимо уделять время тому, чтобы проанализировать свои ключевые решения и действия в недавнем прошлом, и сопоставить их со своими основными ценностями. Это хорошая дисциплина для лидера.

Последовательное выполнение этой практики поможет развить ваше аутентичное лидерство и упростить процесс принятия решений в будущем. Честность не только повысит качество вашей жизни, работы, но прояснит ваши отношения с командой, побудит их работать с максимальной эффективностью.
Уверенность
Уверенность имеет решающее значение для лидеров. Это помогает в эффективном общении, принятии решений и укреплении влияния. Чем больше вы размышляете о своих сильных сторонах и о том, как вы можете использовать их, тем увереннее вы будете как личность и лидер.

Если вы начнете сомневаться в себе, ваша команда начнет сомневаться и в вас, что отрицательно скажется на производительности и эффективности вашей команды.

Коуч для лидера - это партнер, которому нужно довериться. И оттого в каком состоянии и ресурсе будет коуч, зависит масштаб доверия к нему клиента.
Выгоды от саморефлексии слишком велики, чтобы отказываться от них.
Коуч, который занимается непрерывным обучением и развитием, обязательно развивает непрерывную рефлексивную практику, с целью улучшения своего коучинга. Такая саморефлексия помогает коучу связать свои знания с практикой, улучшить то, как он строит коучинговое взаимодействие. Обдумывая ценности, становясь более чувствительным к опыту своих клиентов, коуч сознательно и целенаправленно помогает клиентам повышать осознанность и находить лучшие решения.

Воплощение коучингового образа мышления - открытого, любознательного, гибкого и ориентированного на клиента – это процесс, требующий ведения рефлексивной практики и более тщательной подготовки к сессиям с клиентами.
На курсе ССЕ "Executive coaching" мы помогаем развить этот ценный для любого коуча навык, воплощающий коучинговое мышление, и получить новые инструменты для работы с первыми лицами компаний. Студенты получают уникальный опыт практики в крупных российских компаниях и могут отточить навыки, полученные на курсе, "не выходя" за пределы SLAcademy, под чутким наблюдением наставников и авторов курса.

Для тех, кто готов делиться опытом и поддерживать развитие других, мы подготовили практический курс развития компетенций ментора - CCE "Менторинг в бизнесе и не только". Он даст вам необходимые знания о моделях менторинга, стратегии построения отношений ментор-менти в бизнесе и эффективные инструменты менторинга. Если вы лидер команды, и пришло время передавать свой опыт другим в качестве ментора, рассмотрите эту программу развития себя как ментора.
© Светлана Ланда, 2021г.
Светлана Ланда, executive коуч СЕО и ТОП команд, мастер сертифицированный коуч Международной Федерации Коучинга (MCC) и ментор ICF.

Член Европейского совета по менторингу и коучингу, основатель Международного Центра Коучинга SLAcademy, директор программ подготовки коучей и менторов, автор ценностно-ориентированного подхода в коучинге.

17 лет опыта управления в бизнесе, более 15 лет работает в сфере бизнес обучения и преподавания на программах МВА, управленческого коучинга. Провела более 10 000 часов коучинга и менторинга для руководителей по развитию лидерства, креативности, эффективных коммуникаций для команд и компаний из 12 отраслей бизнеса.

Эксперт по вопросам жизненного баланса, развития ключевых компетенций будущего, автор книг, международный сертифицированный инструктор медитации (RAM), сооснователь сообщества Women's Leadership Forum.